Причины умственных расстройств согласно традиционной тибетской медицине

Д-р Трогава Ринпоче. Перевод с английского: Иван Чуков.

Из предыдущих статей о тибетской науке врачевания мы узнали, что все виды болезней имеют одну коренную причину. Изначальными причинами дисбаланса трех телесных соков (тиб. nyi pa sum, трех ньепа или дош) являются три “яда”: желание, ненависть и неведение; непосредственные причины – это смена сезона, неподходящая диета и поведение, а также влияние духов. Существует 360 женских духов связанных с желанием, 360 мужских духов связанных с ненавистью и 360 водных духов (санскр. нага, тиб. лу) связанных с неведением. Земны духи (тиб. садаг) живут в горах и камнях и также связанны с неведением. Если “яды” завладевают умом, какой-либо дух или все духи сразу начинают вредить и их можно умиротворить только с помощью духовной практики и ритуалов.

Причины умственных расстройств есть всегда. Кто-то рождается с дефектом мозга, у других от рождения сильный дисбаланс ветра, вызванный ещё в утробе. Каким образом может дисбаланс ветра беременной женщины повлиять на эмбрион? Шок, несчастный случай, стресс или депрессия чрезвычайно сильно влияют на развитие плода и могут стать причиной умственного расстройства в будущем, поэтому для будущей матери так важна дружелюбная и благоприятная обстановка, особенно на шестом и седьмом месяце беременности. Однако умственное расстройство, появившееся из-за потрясения матери, возможно вылечить после рождения. Вот почему тибетские тексты по традиционной медицине также учат, как правильно растить детей – каждый тибетский доктор очень умен в этом и просит родителей следовать традиционным советам как можно раньше. В наши дни, большинство родителей отводят своих детей в детские сады, к которым дети зачастую испытывают отвращение, которое им позже трудно преодолеть. В прошлом в Тибете растили своих детей без как-либо заведений, но совсем недавно, впервые в истории моей страны, коммунисты построили детские сады для наших детей.

Очень важно побуждать детей учиться с энтузиазмом и радостью – опасно стимулировать их сознание, не давая им засыпать и расслабляться. Школьный распорядок учит справляться со сложными моментами в жизни, и каждый ребенок должен быть поощрен за успехи в этом торопливом ритме жизни и его никогда нельзя исключать из активной и насыщенной жизни, если он теряет темп, обучаясь преодолевать сложности в мире соперничества. Сначала кажется неясным, чем опасно ошибаться, но все люди – особенно дети – желают занять свое место в мире, поэтому провалы могут неизвестным образом повлиять на психику.

Высококвалифицированные специалисты и учёные больше предрасположены к психической неустойчивости, так как они посветили массу времени учебе, прежде чем выйти на работу. Известно, что ученые рассеянные люди и иногда напоминают лунатиков. У многих имеется высокая научная степень, но они частенько не справляются с повседневными делами – плачевное состояние. Молодых солдат посылают сражаться с неприятелем и они возвращаются домой травмированными, так как они не были подготовлены, и им редко дается возможность восстановиться в обществе. Нельзя вынуждать юношей и девушек, не научившихся справляться с незначительными обязанностями, сталкиваться с каким либо давлением или принуждением, особенно с теми тяжелыми испытаниями, которые всегда влечет за собой война.

Чтобы быть здоровым и иметь успех жизненно важно уметь справляться с проблемами, наслаждаться работой, любить окружающий людей и обстановку, где вы живете – тогда никакое напряжение вам не грозит. С другой стороны для здоровья и благополучия вредно допускать промахи, не любить свою работу, презирать людей и окружающую вас обстановку. В сущности, мы всю жизнь учимся разрушать завесы неведения, основной причины привязанности и отвращения. Каким образом три яда ума вредят здоровью и благополучию?

В прошлых статьях мы рассмотрели процесс становления живого существа и каким образом привязанность и отвращение влияют на жизнь. Давайте посмотрим каким образом привязанность и отвращение управляют здоровьем и благополучием и как они приводят к болезням.

Каким образом привязанность вредит здоровью? Когда расстроено желание достичь какой-либо цели, из-за того, что ничего не получилось, чувство неудовлетворенности может превратиться навязчивую жадность, которая раздувает ветра в теле. Если к этой первичной причине добавить вторичные причины – плохое питание и нездоровый образ жизни – возникнет нарушение. Болезнь ещё более усилиться, если подавлять возникающие ветры.

Есть два вида ветра, нарушение которых ведет к умственным расстройствам: ветер в сердце (me nyam rlung) и ветер в энергетическом канале (srog ‘dzin rlung, поддерживающий ветер). У тех, кто думает, что все идет плохо и им больше не хочется жить, развивается расстройство “ветра в сердце”. У тех, кто испытал внезапное потрясение или с кем случился несчастный случай, развивается расстройство “поддерживающего жизнь ветра”. Практикующие туммо должны знать, что они могут усилить согдзни лунг, поддерживающий ветер, так что им нужно быть острожными и практиковать правильно. Практикующим прану (практикующие пранаяму, задержку воздуха) должно быть известно, что можно непоправимо повредить чакры в каналах если не следовать правилам и поэтому им нужно быть особенно внимательными. Например, практикующий праны может испытать сильный страх, если вдруг раздаться стук в дверь: поток страха может подняться через визуализируемый центральный канала вплоть до головной чакры, местонахождения сог-дзин лунга, из-за чего можно почувствовать легкое раздражение. В крайних случаях неправильной практики, страх может заставить ветра в теле практикующего неудержимо подняться вверх и в результате уничтожить поток энергии в теле, даже затормозить работу мозга, оставив беднягу трястись всю оставшуюся жизнь.

Ум управляет ветрами, ветра влияют на тонкие каналы и в итоге воздействие переносится на тело. Умственные расстройства появляются из-за дисбаланса ветра, поддерживающего жизнь также как и ветра сердца, нинг лунга. Давайте подробней рассмотрим ум по отношению к ветрам.

Нам не нравится множество вещей, по этой причине мы многое отвергаем и развиваем отвращение к видимостям и ощущениям повседневной жизни. Ненависть является горячим телесным соком, с которым многие легко справляются. При подавлении ненависти появляется горячая энергия и нагревает кровь. Тибетская наука о медицине говорит нам, что таким образом выводится из баланса третья желчь (sgrub byed mkhrispa “претворяющая желчь”). Более того, ненависть приводит в движение согдзин лунг (поддерживающий жизнь ветер) и вызывает высокое давление, в результате нанося вред сердцу.

Иногда такие состояния ума очень быстро приносят вред, например, когда кто-то злиться и у него начинает болеть голова, или когда во время стресса быстро появляется болезни кожи. Все эти симптомы очевидны, тогда как причины их не ясны. Поэтому тексты тибетской медицины при постановке диагноза учат прежде всего помнить о эмбриологии и учитывать развитие элементов . Давайте я ещё раз повторю важные моменты, о которых я говорил в статье “Эмбриология”: “Человеческое тело состоит из пяти элементов. Плоть и кости, обоняние и соответствующий орган обоняния, развивается из элемента земля. Кровь и телесные жидкости, вкус и соответствующий орган, позволяющий различать вкус развиваются из элемента вода. Тепло и блеск тела, зрение и орган, позволяющий видеть (формы и цвета) развиваются из элемента огонь. Кожа, дыхательная система, также как и тактильные ощущения развиваются из элемента воздух. Элемент пространства – это основной элемент, обеспечивающий пространство для проявления другим четырем, кроме того, все полости в суставах, отверстия тела, слух и орган слуха, развиваются из элемента пространства. Пять элементов составляют опору физического тела и на них отражаются чувства и мысли человека.

В статье “Три телесных сока” мы увидели, что ум и тело сложно взаимосвязаны и что ветер и ум движутся вместе, даже в бардо “промежуточном состоянии между смертью и последующим рождением”. Почему же кожа становиться темнее и грубее, когда избыточная энергия ветра течет по телу? Кожа, создана ветром она – “сила и мощь ветра”. Я думаю, все происходит так: умственное напряжение приводит в движение ветер, который влияет на кожу. Этим объясняется связь между умом, его состояниями, и болезнями кожи.

Избыточный ветер нарушает то, что мы называем “пятью областями расстройства ветра”, которыми являются кости, уши, кожа, сердце (то есть жизненная сила) и толстый кишечник. Когда расстройства ветра усиливаются и распространяются, они движутся к местонахождению три-па (желчи) и бед-кен (слизи). Важно выявить поврежденный орган, чтобы узнать, как развивается болезнь. Где в теле собраны желчь и слизь, и какая появляется болезнь при их нарушении?

Расстройства желчи обнаруживают в крови, в поте, в глазах, отражении печени, в самой печени, желчном пузыре и в тонкой кишке. Нарушения слизи очень сложны, они могут определяться в зависимости от так называемых “семи стадий органа”. Они повреждают питательное вещество, плоть, жир, костный мозг и репродуктивную систему; расстройство слизи поражает нос, язык легкие, селезенку и почки, также полые органы – желудок и мочевой пузырь. Расстройства ветра развиваются в местах упомянутых выше. Если болезнь ухудшается из-за неподходящей диеты и плохого образа жизни, она распространяется и воздействует на другие доши. Сначала меняются качества телесных соков, например, когда ветер постепенно повреждает соответствующий орган, ветер и желчь действуют вместе, пока усилившийся ветер не разрушает соответствующую дошу. Наконец, в том месте, где должны быть признаки желчи, остаются лишь признаки ветра. Тоже самое может случиться, если орган повреждает дисбаланс слизи. В любом случае, дисбаланс одной доши побуждает к перемещению другие доши.

Вопрос: Что вы думаете о расслабляющих упражнениях для пациентов с нервными расстройствами?

Ринпоче: Они кажутся уместными, хотя я не могу, что-либо об этом сказать. Наверное интенсивные физические нагрузки и упражнения помогают пациентам с нервными расстройствами.


Оригинал: Dr. Trogawa Rinpoche Causes of Mental Disorders According to the Tibetan Medical Tradition – An Introduction

http://www.rinpoche.com/teachings/causes.htm

Перевод с немецкого: Габи Холлман.

Источник - http://www.tibetanmedicine.ru