История и теория тибетской медицины

 

"Тибетская медицина – это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убеждён, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству. Однако в стремлении достичь этого, мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в её собственном контексте, а также на пути объективных исследований".

ДАЛАЙ ЛАМА XIV

 

История тибетской медицины и концепций лечения в Тибете, в первую очередь, связаны с 2-мя направлениями развития медицины в Тибете:

1. 1-я концепция связана с древним государством Шан Шун, находящегося на территории нынешнего западного Тибета, где господствовали учения шаманизма и религии БОН. Для лечения больных использовались гадания, диагностика по пульсу человека, с помощью которой врачеватель мог поставить точный диагноз о состоянии здоровья человека. 4 тыс. лет назад впервые тибетский целитель Шенраб Мибоче трансформировал религию Бон и шаманизм в новое учение. Знания, полученные от Шенраб Мибоче, его сын – Чебу Трише систематизировал и опубликовал в первом трактате по тибетской медицине – "Бум Ши", состоящем из 3 главных разделов: заболевания, методы диагностики и лечение.

2. 2-я концепция связана со ссылками на исторические источники, относящиеся к VII веку н.э. во времена пришествия буддизма в Тибет. В это время 32-м правителем Тибета – Трисонг Децен Гампо (617- 649 г.г.) произошло объединение всего центра Тибета, и было образовано первое тибетское царство. После этого правитель Тибета женился на 2-х принцессах из Китая и Непала, которые обе исповедовали буддизм и с собой привезли массу врачей, представителей искусства, архитекторов и, конечно же, книги и свитки. Тибетская медицина аккумулировала в себе знания о болезнях и их лечении лекарствами из трактатов индийской науки – Аюрведы, а искусство диагностики по пульсу и учение о 5 элементах было позаимствовано из китайской медицины. Несомненно, на тибетскую медицину повлияли достижения греческой, римской и аравийской медицины.

Согласно теории тибетской медицины известного врача древности Юток Юнтен Гонпо VII века н.э. (легенды гласят, что он был перевоплощен в XII веке) для лечения больного диагнозы можно ставить по пульсу и моче. Написанный в Тибете Юток Юнтен Гонпо трактат для лечения больных открывал тайны тибетской йоги, тибетской медицины, тибетского массажа и практики целителей для развития их способностей. Трактат учил врачей, что практическая медицина в Тибете должна идти параллельно с внутренним духовным развитием, с постоянным контролем над своим умом и эмоциями. Именно после достижения гармонии между этими составляющими возможно лечить больных. По мнению Юток Юнтен Гонпо, хороший доктор, чтобы считаться профессионалом в тибетской медицине, должен свободно разбираться в психологии, фармакологии и приготовлении снадобий, обладать твёрдыми моральными принципами, ответственностью и благожелательностью по отношению к людям.

 

В тибетской медицине для лечения больных существуют 3 основных типа целителей и докторов Тибета:

1. Ясновидящий доктор, обладающий даром видения своих пациентов.

2. Опытный врач с глубокими познаниями в теории и практике тибетской медицины с высокими моральными принципами.

3. Неквалифицированный доктор, практикующий тибетский массаж, не использующий тибетские формы диагностики по пульсу и моче, не владеющий знаниями в фармакологии. Однако такие врачи с хорошими знаниями в области медицины могут быть неплохими терапевтами.

 

Главные принципы тибетской медицины:

1. В тибетской медицине тело пациента рассматривается, как сосуд 5 элементов, представляющих единое целое: огня, воздуха, пространства (эфир), земли и воды. Философия тибетской медицины заключается в том, что энергия воздуха на физическом уровне является катализатором встречи спермы мужчины и яйцеклетки женщины в пространстве пустоты (матке). После оплодотворения эмбрион получает свое развитие, тем самым развивается энергия огня, твёрдость элемента земли и жидкость элемента воды. Как видно, в этой философии заключён принцип 5 элементов.

2. Пространство (или Эфир) – "обитель" для всех существ и предметов во Вселенной, из энергии которого проявляется жизнь, и в которое всё возвращается после смерти.

3. Огонь – это в тибетской медицине превращение твёрдого в жидкое и газообразное. И наоборот. В огне нет содержания. Огонь отвечает за пищеварение, всасывание и усвоение веществ живыми организмами. А также за цветение, созревание и разложение растений. В Тибете не представляют лечение без стихии огня для устранения застойных явлений в организме человека.

4. Вода – это жидкое состояние энергии материи, в основе которой лежит свойство – текучесть. В ней нет стабильности. Вода – жидкость, без которой жизнь невозможна. В тибетской медицине важный элемент, сохраняющий энергетический баланс, дающий жизнь растениям, животным и человеку.

5. Воздух – это газообразная материя, существующая без формы. Для лечения в тибетской медицине применение элемента воздуха жизненно важно для всех живых существ, т.к. без него тело не может быть создано (этот элемент присутствует в пространстве между клетками организма).

6. Земля – это твёрдое состояние материи. Основные признаки этого элемента – стабильность, неподвижность и плотность. Земля создаёт почву и формы жизни.

7. Воздух и пространство создают ум человека. И нужны они для движения. Вода – память, огонь – интеллект. Тело становится совокупностью воды и земли (для выносливости и силы), огня (для трансформации и тепла).

В тибетской медицине 5 элементов держатся на циклах тонких жизненных энергий, создавая сложную энергетическую систему  (эфир и ветер) 3-х начал: ветер (энергия лунг), желчь (огонь и эфир) и слизь (земля, вода и эфир). Каждое начало имеет свои функции, характеристики и свои органы в теле человека, что в итоге создаёт 15 видов новых энергий. Когда все энергии сбалансированы, человек обладает хорошим здоровьем.

По воззрениям тибетских врачей, здоровье представляет баланс гармонии 15  "видов" энергий, образующих тела. Химус, кровь, ткани: мышечная, жировая и костная. Костный мозг. Репродуктивная жидкость и 3 субстанции секреции (пот, моча и кал). Внутренний баланс с внешним балансом или  эмоциональной уравновешенностью (привязанность, гнев и неведение). Смена сезонов времён года, погодными условиями, поведением и диетой. Эти факторы невозможно игнорировать при использовании методов тибетской медицины.

Немалое значение мастера тибетской медицины придают 3 аспектам гармонии состояния здоровья человека: ментальному, физическому и энергетическому. Поэтому в Тибете, прежде чем начать лечение, проводится диагностика, чтобы выявить нарушения для дальнейшего эффективного лечения тибетской медициной поражённого уровня в теле пациента. Если в тибетской медицине лечение проводится только для физического тела, воздействие оказывается на энергию, а потом только – на ум. Если лечению в Тибете подвергаются центры ума, то воздействие идёт сначала на энергию, а потом только – на физическое тело. Ведь в этом процессе самое главное для гармонии – это равновесие энергий. Воздействуя на энергетический спектр сразу, тибетская медицина активирует все процессы физического тела и ментала пациента.

Лечение в Тибете включает в себя 4-ре основных пункта: диету, указания к поведению, приём лекарств и проведение разных видов внешних процедур.

 

Тибетская медицина – наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. Это наука, потому что её принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношении к среде. Это искусство, потому что использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя. И это философия, потому что охватывает принципы судьбы и этики.