"Введение в тибетскую медицину. Здоровье и равновесие" Еши Донден

Предисловие к "Введению в тибетскую медицину"

В 1980 году доктор Еши Донден, в то время личный врач Его Святейшества Далай-ламы, в течение весеннего семестра читал вводный курс тибетской медицины, организованный в Вирджинском университете при содействии Центра по изучению Южной Азии. Эти лекции дают начальные представления о сложной и полной тайн области тибетской медицины. Тибетская система, которая ведет происхождение главным образом от индийской буддийской медицины, во главу угла ставит восстановление и сохранение равновесия между тремя физическими факторами — тремя жизненными началами, называемыми «ветер» («воздух»), «желчь» и «слизь». (Значение терминов «ветер», «желчь» и «слизь» очень широко. Так, например, хотя понятие «желчь» обозначает в том числе и желчь, вырабатываемую печенью, оно гораздо шире, так как подразумевает жизненное начало, ответственное за хорошее зрение, сильную психику и т. п.)
лечении, направленном на восстановление и сохранение равновесия между этими достаточно уязвимыми факторами, применяются диета, правильный образ жизни, лекарственные средства и вспомогательные методы терапии — причем основа этой системы обогащалась практическими
открытиями умудренных опытом тибетских врачей, занимавшихся ею на протяжении более чем тысячи лет.
После того как доктор Еши Донден перебрался в Индию во время тибетского восстания в 1959 году, он был назначен личным врачом Его Святейшества Далай-ламы, резиденция которого ныне находится в Северной Индии. Доктор Донден приобрел широкую известность во многих уголках Индии благодаря тому, что лечил членов индийского правительства, чинов индийской армии, кинозвезд и т. д. Люди приезжают из Калькутты, Дели, Бомбея в его небольшую клинику на склоне горы в Дхарамсале, чтобы полечиться у врача, к которому многие явно питают чувство глубокой веры, подкрепляемое теми результатами, которые они ощутили. Сам доктор Донден — жизнерадостный, открытый человек, с честью преодолевший все трудности, связанные с организацией заново Тибетского медицинского центра в Индии, а затем и с развитием собственной обширной частной практики.
Свои лекции он начинает с вопроса о происхождении болезней. Исходная причина — это коренное неведение живых существ, блуждающих в круговороте бытия оттого, что они не понимают природу явлений, а потому погрязают в желании, ненависти и омраченности. Все это порождает привычные склонности, что, в свою очередь, вызывает нарушение равновесия «ветра», «желчи» и «слизи», которое внешне проявляется как бесчисленное множество болезней. Проявляя целостный подход, доктор Донден учитывает такие факторы, как личные особенности больного, время года, возраст, климатические условия, питание, образ жизни и обстоятельства окружающей среды, обращаясь к ним как к средству восстановления здоровья.
По моим собственным наблюдениям — пусть это опыт не врача, а всего лишь пациента, — великая сила тибетской медицины заключается в том, что главное внимание она уделяет симптомам болезни и таким образом тонко реагирует на их совокупность, не оставляя без внимания ни одну жалобу. Конечно же, у тибетской медицины нет ответов на все вопросы, но она обладает массой методов, эффективных при сложном, долговременном течении симптомов. Я храню надежду, что компетентные люди будут исследовать тибетскую систему медицины, применяя истинно научный подход, с тем, чтобы большой опыт успешного излечения таких хронических болезней, как гепатит, который мы, путешествующие и работающие в Индии, можем подтвердить на коннкретном примере собственного выздоровления, мог быть передан всему остальному миру.
Нам посчастливилось, что ныне, при наличии огромного прогресса в современных медицинских методах, существует признание того, что ни одна система не обладает ответами на все вопросы, а потому многие проявляют открытость по отношению к направлению натуропатии, как в теоретическом, так и в практическом ее аспектах. В особенности нам повезло в том, что в Тибете столь древняя форма медицины осталась почти не затронутой современным влиянием, и эту систему, сохраненную тибетской диаспорой, можно изучать не только с точки зрения истории медицины, но и как возможный источник новых для нас методов лечения.
Первые восемь глав, а также глава о повышении потенции впервые были переведены Досточтимым Лобсанг Рабгэем, тибетским монахом, который сопровождал доктора Дондена в его поездке по США и впоследствии получил в Индии степень доктора философии. Девятая глава была впервые переведена Досточтимым Джампа Келсангом (Аланом Уоллисом), который изучал тибетский буддизм и тибетскую медицину в течение пятнадцати лет и является переводчиком книги доктора Дондена «Тантра сердечного нектара». Сначала я перевел остальные главы, а позднее заново перевел и отредактировал весь текст. Благодаря непринужденной форме устных бесед эта книга представляет собой доступное введение в обширный кладезь тибетских воззрений на здоровье человека.

Об авторе

Доктор Еши Донден родился в 1929 году в семье зажиточных крестьян в южной части Центрального Тибета, в деревне Намро, в местности, называемой Лхо-га, на расстоянии одного дня езды верхом от Лхасы.1 В возрасте шести лет он был отдан родителями в небольшой монастырь, где было около четырехсот монахов, а затем, благодаря проявленным большим способностям к запоминанию, в возрасте го перевели в Медицинскую школу столицы Тибета Лхасы. Там он выучил наизусть «Четыре медицинские тантры», а затем приступил к официальному обучению под руководством директора Школы Кьенраба Норбу 2. В своем интервью «Нью-Йорк тайме» от 11 января 1981 года Джон Эйвдон говорит: «Когда Еши Дондену было двадцать лет, он занял третье место в классе, пропустив вперед двух соучеников. Но так как баллы, набранные этими тремя юношами, отличались очень ненамного, им устроили дополнительную проверку. Надо было с закрытыми глазами определить растения только по вкусу и запаху. "В тот год я получил диплом, — вспоминает д-р Донден со свойственной ему скромностью, — мои друзья допустили небольшие ошибки, и получилось так, что я стал первым"».
Доктор Донден начал медицинскую практику в 1951 году, вернувшись в свои края и завоевав высокую репутацию результатами лечения. Затем, когда в 1959 году Далай-лама бежал от китайских коммунистов, доктор Донден также решил перебраться из Тибета в Индию, где стал лечить тибетских беженцев. Получив должность личного врача Далай-ламы, он переехал в Дхарамсалу, где принял на себя бремя основания Тибетского медицинского центра. Успешно решив эту задачу вопреки огромным трудностям, сопряженным с положением беженцев, в 1969 году он вернулся к частной практике, принимая огромное число пациентов из всех слоев общества и оставаясь личным врачом Далай-ламы до 1980 года. Доктор Донден продолжает ежедневно принимать большое число пациентов в промежутках между частыми поездками на Запад с лекциями и демонстрациями тибетской медицины. Его необъятный опыт блестяще проявляется в составившей эту книгу серии лекций, прочитанных в Вирджинском университете...